CapoBlog

Батукада

батукада
Батукада – разновидность бразильской самбы, которая исполняется оркестром или батерией. Батукада характеризуется повторяющимся ритмом, исполняемым в быстром темпе со средней скоростью около 140 ударов в минуту.

Батукада на бразильском карнавале – незабываемое зрелище, которое не оставит Вас равнодушными. Количество одновременно играющих музыкантов может составлять десятки, а иногда, даже, и сотни человек. Как правило, участники фестивалей одеты в яркую одежду, на лицах у них может быть нанесен аквагрим. В качестве рисунков выбирается природная, растительная и этническая тематика. Впереди идет лидер группы или маэстро, который задает ритм. Давать знаки музыкантам он может с помощью свистка. Свисток может издавать различные звуки: закрытые и открытые, длинные и короткие, громкие и не очень. С его помощью можно контролировать все действия и движения музыкантов: давать команды к началу и окончанию движения, к развороту. Также можно контролировать вступление определенных инструментов и указывать на начало исполнения определенных импровизаций, являющихся связующим элементом между основными ритмами самбы.

Духовые инструменты в батукаде не используются, а ритмы исполняются на различных барабанах. Батериа подразделяется на 3 вида в зависимости от величины барабанов и их звучания:

  • Низкий звук – создают басовые барабаны, называемые сурдо (surdo). Также используется барабан тимбао (timbao).
  • Средний звук – присущ небольшим барабанам кайша (caixa) и репенике (repinique).
  • Высокий звук – получается в результате игры на пандейру (pandeiro), тамбурине (tamborim), погремушке (chocalho), тарелках (pratos), реку-реку (reco-reco), агого (agogô), куика (cuica). Свисток тоже может создавать звуковое сопровождение основному оркестру.

Теперь поговорим подробнее о каждом из инструментов батукады.
сурдо
Сурдо (surdo) – большой барабан с мембранами, расположенными с двух сторон. Игру производят одной или двумя палочками. Сурдо тоже классифицируют по размерам на 3 вида: большой, средний и малый. Большой или маркакао, как правило, задает медленный ритм и самый громкий бит, его размеры варьируются от 20 до 24 дюймов в диаметре. Средний или репоста – исполняет чуть более быстрый ритм и дополняет маркакао. Размер составляет от 16 до 18 дюймов в диаметре. Самый маленький или кортадор – заполняет звуковое пространство более сложными ритмами с импровизациями. Его размер еще более скромный — 13-14 дюймов в диаметре.

тимбао
Тимбао (timbao) – разновидность бразильского барабана конга. Продолговатый барабан с одной мембраной сверху, издающий глухой раскатистый звук. Игру на нем производят двумя руками. В настоящее время изготавливается из легкого фибергласса.

кайша
Кайша (caixa) пришел к нам из военно-оркестровой музыки, где господствуют марши. В настоящее время является незаменимым инструментом батукады. С двух сторон барабан обтянут мембранами. Игра производится одной или двумя палочками. Определенный ритм кайши характерен для многих школ самбы и батукады и является их отличительной особенностью.

репенике
Репенике (repinique) уступает кайше в диаметре, но превосходит по высоте. Имеет две мембраны. По одной из мембран бьют деревянной палочкой и свободной рукой. Ингода можно увидеть игру на этом барабане двумя нейлоновыми палочками. Как правило, репенике выбирают более опытные барабанщики. Играющий на нем должен ориентироваться в ритмах инструментов всей батукады. Часто, солирующий на репенике музыкант как бы задает вопросы, на которые другие исполнители отвечают ритмами своих барабанов. Получается своеобразная перкуссионная полиритмия, в которой репенике отводится главенствующая роль.

тамбурин
Тамбурин (tamborim) – ударный инструмент, представляющий из себя обод в который вмонтированы маленькие металлические тарелочки. Может быть круглой и полукруглой формы. Современные тамбурины могут иметь необычную форму, очень часто в виде звезды.

тарелки
Тарелки (pratos) – очень часто подбрасывают для эффектности и привлечения зрителей на всевозможных карнавальных шествиях и издают ими высокий звук.



погремушка
Погремушка (chocalho) напоминает детскую игрушку. На ось насаживаются маленькие металлические тарелочки, которые при встряхивании издают звонкий металлический звук.




куика
Куика (cuica) – инструмент батукады, имеющий глубокие африканские корни. Тембр его очень резкий и напоминает звуки леса, завывания, уханье, резкие вскрикивания. На одну из сторон металлического корпуса натягивается кожа, другая сторона открытая. Внутрь инструмента крепится бамбуковая палочка. Музыкант, играющей на куике, совершает вращательные движения палочкой вверх и вниз, одновременно давя большим пальцем на мембрану. Трущие движения создают звук, а его тембр меняется в зависимости от силы нажатия на мембрану.

Описание пандейру, агого и реку-реку подробно рассмотрено в статье «Музыка в капоэйре».

А Вам когда-нибудь приходилось видеть действие под названием «батукада де лата»? Впервые слышите. Действительно, это довольно необычное зрелище, в котором дети используют жестяные банки разных размеров в качестве музыкальных инструментов. Хотя в детстве все дети пытаются извлекать звуки из разных предметов, таким образом, знакомясь с окружающим их миром. Не обязательно быть ребенком, чтобы снова почувствовать ритм, он есть в каждом из нас. Да, не удивляйтесь, у музыки нет границ и преград. А вообще батукада какой бы она ни была способна вогнать слушателей в состояние подобное трансу, в котором Вас начнет качать уже через несколько минут после первого знакомства с этой музыкой. А звуки и ритмы больших барабанов еще долго будут звучать в голове и дарить частичку солнечный Бразилии даже посреди холодной зимы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *