CapoBlog

Музыка в капоэйре

Музыка является неразрывной частью афро-бразильского боевого искусства капоэйра. В африканской культуре музыка часто ассоциируется с религиозными верованиями, традициями, таинством обрядов. Музыка капоэйры, как и любого другого искусства с африканскими корнями, впитала в себя все то естественное и магическое, с помощью чего предки могли общаться с духами и богами, совершали ритуалы, управляли энергией и природной силой. В начале 20 века капоэйра развивалась без музыки. На бразильских улицах можно было встретить отдельных музыкантов, как правило с беримбау в руках. Затем произошло естественное объединение музыкантов и капоэристов, зародился сплав музыкальных и боевых традиций. Появление музыки смягчило жесткость прикладного характера капоэйры и развило игровую составляющую. Музыка привносит в капоэйру энергию, так называемое аше (порт. axe). Игрок в состоянии аше, воодушевленный с помощью музыки, порой способен превзойти себя, найти красивые тактические решения при взаимодействии с другим капоэристами, совершить невероятные движения и перемещения. Музыка объединяет тело и душу, развивает слух и чувство ритма. Капоэристы, находящиеся в кругу, внимательно слушают играющих на инструментах, подпевают им, хлопают в ладоши. Игра на инструментах сопровождается песнями на португальском языке, которые очень напоминают русские частушки.

Капоэристы, играющие на музыкальных инструментах, образуют так называемую батерию (порт. bateria). Батерия с португальского переводится как совокупность ударных. Это слово также используют в своем лексиконе представители школ бразильской самбы и перкуссии. Набор и расположение музыкальных инструментов может различаться у школ, придерживающихся определенных стилей капоэйры. Иногда в группе, занимающейся капоэйрой, может не хватать учеников для игры на традиционном наборе инструментов или просто требуемых инструментов может не быть в наличии. Батерия – сердце роды, она задает ритм и пульс всего происходящего в кругу. С помощью музыки и инструментов мастер капоэйры поддерживает связь с игроками, таким способом он может передать энергетику всем участникам в кругу. Капоэристы, играющие на музыкальных инструментах, могут исполнять более быстрый ритм и тогда игрокам придется совершать более быстрые движения и перемещения и, наоборот, с помощью музыки можно успокоить разгоряченных игроков, сбить накал борьбы и заставить капоэристов играть в более медленном ритме. Смена играющих на инструментах тоже происходит по определенным правилам и традициям. Капоэрист, уступивший право игры на инструменте, имеет право встать в начале круга и первым войти в игру. (В капоэйре принято говорить закупить игру).

Традиционно музыкальные инструменты, на которых играют капоэристы, представляют собой набор уникальных афро-бразильских этнических инструментов. Это является изюминкой капоэйры – самого веселого и музыкального боевого искусства. Можно смело утверждать, что в таком сочетании как в капоэйре, эти музыкальные инструменты нигде не используются. Так что же они из себя представляют и в чем их уникальность.

беримбау

беримбау

Центральным иснтрументом, несомненно, является беримбау (порт. berimbau). Каждый капоэрист, занимающийся капоэйрой хотя бы около года сможет напеть песню, посвященную беримбау. «O que e berimbau — Uma cabaca, um arame, um pedaco de pau» — так звучит одна из строк этой песни на португальском. «Что же такое беримбау – тыква, проволока и кусочек дерева» — а так можно перевести на русский язык. Внешне беримбау представляет из себя лук с приделанной к нему тыквой (кабасой), выступающей в роли резонатора. Основу составляет палка, называемая вeрга (порт. verga), выполненная из дерева бериба. Два конца верги связаны натянутой между ними стальной проволокой араме (порт. arame). Играющий на инструменте ударяет тоненькой палочкой бакетой (порт. baqueta, vaqueta, vareta) по струне. Тональность звука меняется с помощью добрао (порт. dobrao) — небольшого камешка или монеты, который прижимается или удаляется от струны. Колорит звучанию добавляют кашиши (порт. caxixi), которые представляют из себя плетеную корзинку с камешками внутри. Кашиши держат той же рукой в которой находится бакета. Беримбау в первую очередь воздействует на поведение игроков в роде, меняя ритм игры. Как говорят некоторые мастера, беримбау учит.

атабаке

атабаке

Атабаке или атабак (порт. atabaque) — продолговатый барабан, обтянутый сверху кожей. Натяжение верхней поверхности производится с помощью системы распорок и веревок. Прародителем атабаке принято считать барабаны, которые изготовляли представители африканского племени банту. Атабаке занимает особое место в кандомбле, религии, пришедшей из афро-бразильской культуры. Согласно верованиям банту голос атабаке способен добраться до земли богов и предков и воссоединиться с оришами (порт. orixas – божества, духи природы). Вытянутая форма данного музыкального инструмента символизировала тело человека. Слово атабаке имеет арабское происхождение (аt tabaq – по арабски означает «музыкальная тарелка»), оно осело в португальском языке в период арабской колонизации. А затем в процессе африканской ассимиляции, сложные названия древних африканских барабанов были заменены собирательным названием атабаке (порт. atabaque – барабан). Играют на атабаке руками, ударяя по центру и по краям кожаной поверхности. Глухой раскатистый бас атабаке задает ритм, но не должен заглушать беримбау. В умелых руках опытного мастера, использующего различные вариации игры, данный инструмент способен наполнить роду потрясающим звучанием.

пандейру

пандейру

Пандейру (порт. pandeiro) внешне напоминает бубен или тамбурин. На деревянную рамочную основу натягивается кожа, имеется возможность регулировки силы натяжения. В настоящее время выпускаются пандейру с пластиковой основой или полностью пластмассовые. В корпус этого инструмента встраиваются большие металлические кольца, которые дают глухой звук, и звонкие тарелочки, дающие дребезжащий звук. Помимо капоэйры пандейру широко применяется для исполнения ритмов самбы (порт. samba) и босса новы (порт. bossa nova). Пандейру держат одной рукой, для удобства в корпусе проделано отверстие за которой можно ухватиться большим пальцем. Играющий бьет рукой по плоской поверхности. Тон и звучание звука зависят от того как выполняются удары по верхней мембране. Это могут быть удары большим пальцем, ладонью, ладонью в форме «лодочки», боковой поверхностью руки, локтем. Пандейру можно встряхивать и проводить пальцем по краю мембраны, издавая дребезжащий звук. Считается, что пандейру был завезен в Бразилию из Африки, хотя он имеет индусское происхождение и принадлежит к древнейшим инструментам «Старой Индии».
К необязательным, но в то же время часто применяемым в капоэйре музыкальным инструментам можно отнести агого и рeку-рeку.

агого

агого

Агого (порт. agogo) – инструмент, состоящий из двух кокосовых или ореховых скорлупок, прикрепленных к деревянной основе. Ударяя по ним капоэрист извлекает два звука: один звонкий, другой более глухой. Чередуя эти два звука можно поддерживать общий ритм игры батерии, превнося исключительные, немного озорные нотки. Также этот инструмент может быть полностью металлическим, при этом тональность звуков будет немного другая, но принцип игры остается неизменным. Хотя агого, сделанный из кокосовых скорлупок, выглядит более эффектно, необычно и запомнится человеку близко не знакомому с капоэйрой.

реку-реку

реку-реку

Реку-реку (порт. reco-reco) – по происхождению является африканским культовым инструментом. По древним приданиям кандомбле с помощью этого инструмента шаман входил в транс и призывал духа воды Йеманжу или Йемаю (порт. Iemanjá, Yemoja, Yemaja). Она так же известна как богиня-мать, покровительница женщин. Реку-реку представляет из себя полую бамбуковую трубку с поперечными ребристыми насечками по которой проводят палочкой и тем самым извлекают звуки. Раньше очень часто реку-реку изготовляли из рогов животных. Инструмент издает звуки, напоминающие треск сухих веток и очень гармонично вписывается в общее звучание. Реку-реку популярен не только в Бразилии, но и в странах Карибского бассейна, его используют школы самбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *