CapoBlog

Местре Бимба

Бимба
Местре Бимба – великий капоэйрист, признанный мировой общественностью. Он родился 23 ноября 1900 года в штате Баия, в городе Салвадор. Его отец Луиш Кандидо Манчадо был чемпионом штата Баии по игре батуке, которая была похоже на капоэйру. Возможно это обстоятельство повлияло на заинтересованность сына боевыми искусствами. Мать Мария Мартина до Бонфим была представительницей многочисленного чернокожего населения Бразилии. Настоящее имя Местре Мануэль душ Рейш Машаду (порт. Manoel dos Reis Machado), а бимба это его апелиду (кличка, прозвище). История появления его апелиду связана с пари, которое заключила его мать, считавшая что у нее родится дочка, и акушерка принимавшая у нее роды. Когда мальчик появился на свет акушерка воскликнула: «Смотрите, у него же бимба!». По-португальски это слово означает «мужской половой орган», но в этом нет ничего обидного и уничижительного.

Бимба начал изучать капоэйру в двенадцатилетнем возрасте. В это время капоэйра была запрещена на государственном уровне согласно действовавшей в то время первой Конституции Бразилии 1892 года. В восемнадцатилетнем возрасте Местре Бимба все чаще стал задумываться о том, что капоэйра теряет свою прикладную и боевую направленность, а превращается в своего рода афро-бразильское фольклорное явление. Мастер стал возвращать давно забытые движения в капоэйру, привнося новые элементы, в том числе и из батуке. Так были заложены основы нового стиля режионал, разработанного Бимбой.

В 1928 году происходит знаменательное событие, которое послужило вектором развития капоэйры не только в Бразилии, но и во всем мире. Бимба выступает на приеме у губернатора штата Баия. После небольших раздумий бразильские власти снимают официальный запрет на занятие капоэйрой. Мануэль душ Рейш Машаду доказал право капоэйры на существование и ее исключительную ценность для мирового сообщества. С уверенностью можно сказать, что благодаря его упорству, целеустремленности и любви к этому боевому искусству в настоящее время капоэйра получила статус всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 1932 году Бимба открывает первую школу капоэйры в городе Салвадор. Капоэйрой с тех пор стали заниматься не только на улицах, но и в спортзалах. Свои методики тренировок Местре Бимба разрабатывал на принципах дисциплины, уважения к старшим ученикам и к своему мастеру. В его академию мог попасть не каждый. Местре брал только тех, кто по его мнению занимался общественно-полезной деятельностью или учился. Он не любил лодырей, а его занятия в школе можно было пропускать только по уважительной причине. Обучающимся предписывалось посещать занятия в чистой белой форме. Бимба очень тщательно подбирал упражнения для занятий, контролировал агрессию у своих учеников и считал, что лучше проявлять силу в стенах школы, чем на улице. В стенах академии впервые появились критерии оценки мастерства учеников. Кордао или шнур стал показателем мастерства. Местре Бимба ввел экзамены для учеников, которые занимались у него на протяжении нескольких лет. Критерии были настолько высоки, что только единицы смогли преодолеть испытания.

В середине 1930 годов Мануэль душ Рейш Машаду вызывает известных бразильских борцов на поединок и побеждает во всех четырех боях. После этого авторитет капоэйры в глазах общественности укрепляется. За ним закрепляется прозвище «Tres pancadas», означающее три удара. Это прозвище отражает его физические способности и скорость реакции. О Местре Бимба в прессе размещают статью под названием «Не просто поймать капоэйриста». Это еще больше подогревает интерес к его деятельности и к его личности.

В 1937 году на приеме у президента Жетулиу Варгаса Mestre Bimba со своими учениками продемонстрировали красоту и изящность капоэйры, но в то же время ее жесткость и эффективность. За это он был удостоен сертификата министерства образования Бразилии. Сын и зять Жетулиу Варгаса начинают втайне посещать занятия в его академии. В это же время школа Местре Бимбы получает статус регионального центра физической культуры, а сам мастер преподает режионал в центре подготовки офицеров резерва армии Бразилии.

В 1942 году происходит долгожданное событие. Мануэль душ Рейш Машаду открывает вторую школу рядом с площадью Террейро-де-Жезус, которая функционирует и по сей день. Сегодня ее куратором является один из учеников Бимбы.

Местре Бимба

На волне популярности у себя на родине он заключает договоренность с правительством штата Баия с целью популяризации своей академии, но не находит поддержки. В 1973 году, испытывая финансовые трудности, по приглашению одного из его учеников Мастер перебирается в город Гояния, но новым идеям и планам Местре не суждено было сбыться. 15 февраля 1974 года жизнь великого учителя обрывается. В связи с эти трагическим известием школы Гоянии были закрыты на несколько дней. О жизни и смерти великого человека и учителя повествует известная в среде капоэйристов песня «A Benguela chamou pra jogar». Бразды правления академией принимает один из сыновей Местре Бимбы, которому на тот момент времени исполняется четырнадцать лет. Сейчас это известный капоэйрист, Местре Ненель, президент школы «Filhos de Bimba» («Дети Бимбы»).

Бимба внес огромный вклад в развитие, систематизацию и методику преподавания афро-бразильского боевого искусства капоэйра. Он разработал систему упражнений, которые в настоящие время известны как «8 последовательностей Местре Бимбы». И по сей день они актуальны и используются в методиках преподавания стиля режионал многих школ капоэйры для изучения атакующих и оборонительных действий. Мануэль душ Рейш Машаду оставил после себя для потомков большое наследие. Он изобрел свод правил, которым должны были руководствоваться его ученики. Эти правила касались не только тренировочного процесса, но также представляли из себя руководство к поведению человека в обыденной жизни. Деревянная табличка с этими заповедями висела на стенах академии. До нас дошли две версии этих правил: полная (16 заповедей) и урезанная (9 заповедей). Полная версия больше подходила для той эпохи, когда капоэйра была под запретом и многим капоэйристам приходилось прятаться от полиции. Правила сокращенной версии предписывали ученикам вести здоровый образ жизни, не пить и не курить, не хвастаться, не отвлекаться во время тренировки и не разговаривать. Эти заповеди также призывали тренироваться каждый день, не бояться играть капоэйру близко к партнеру и держать тело расслабленным. Правила полной версии также предписывали быть внимательным, так как опасность подстерегала капоэйристов за любым углом и было необходимо оставаться внимательным к окружающей обстановке и правильно рассчитывать свои силы и движения. Бимба остерегал от ночных прогулок, от сидения на скамейке спиной к проходящим по улице незнакомцам, от невнимательности в родах. Мастер также придумал комплекс упражнений, которые позволяют мягко приземляться после падений и тем самым сохраняют жизнь и здоровье. Эти упражнения также используют в настоящее время многие школы капоэйра режионал. Новаторские идеи Бимбы коснулись и музыки: им были придуманы новые ритмы, имеющие определенный смысл и исполняемые в определенных случаях. Он пересмотрел набор инструментов, составляющих батерию.

Местре Бимба смог взять ценности капоэйры как боевого искусства, которые были присущи чернокожим рабам, дал им новый статус и пронес сквозь время и поколения. Если бы Мануэль душ Рейш Машаду дожил до нашего времени, он и сейчас смог бы многое поведать современному молодому поколению капоэйристов. Он по настоящему любил то дело, которому посвятил всю свою жизнь, и был способен зародить искру в сердцах окружающих и любовь к огромному миру капоэйры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *